- . " " " ", , , , .

: , , , , , ..

Производство звука, объем звука



Место варгана сложно определить в системе музыкальных инструментов. С одной стороны, он относится к самозвучащим щипковым инструментам, вместе с музыкальной шкатулкой: звуки извлекаются при колебании язычка. С другой стороны, варганы принадлежат к звукоусилителям, звуки которых производятся вибрирующими потоками воздуха (например, как у флейты, губной гармошки, аккордеона). Родство с гармонью проявляется, когда язычок начинает звучать самостоятельно, без дергания, если через фиксируемый губами или зубами варган вдувать или выдувать воздух. Клемент Воайт так рассказывал об этом эффекте у дан мои. Язычок не может находиться на одном уровне с пластиной, и воздушное течение притягивает его назад к пластине (см. рисунок, варган в поперечном сечении).


В примере 9 (98 Кб) сначала слышно тон G на аккордеоне, затем воздух вдыхается варганом, и затем у варгана дергают язычок, как при обычной игре.

Так как при игре на варгане высоты тона производятся как резонансы пустого пространства в голове и груди, можно услышать звук, близкий к пению обертона, а это значит, звук варгана можно формировать аналогично тембрам человеческого голоса. В примере 10 (110 Кб) поется нота G и изменяется тембр, в то время как певец изменяет объем полости рта так же, как при игре на варгане. Затем автор играет ту же самую последовательность звуков на варгане.

Еще посмотреть и послушать подобные эксперименты на дан мои можно на youtube.com (задается одинаковый ритм, но исполнитель меняет объем пространства во рту и получаются мелодии).